Black Sabbath / Sabbath Bloody Sabbath 1973 Пятый студийный альбом Black Sabbath, выпущенный 1 декабря 1973 года лейблами WWA Records (WWA 005) в Англии, во многих странах мира на Vertigo (6366 101), и на Warner Bros. Records - в США и Канаде. На сайте black-sabbath.com на первом месте в дискографии альбома указано издание LP Vertigo 6360 115 (UK 1973), но это нелепая ошибка, допущенная наверное CD-шными юнцами, не нюхавшими винила, ибо под этим номером в каталоге Vertigo выходил совсем другой артист с другим альбомом (Ramases - Glass Top Coffin (Vertigo 6360115, 1975) - был такой безумец, прозвавший себя Рамзесом и считавший себя новой инкарнацией древнего фараона). Sabbath Bloody Sabbath - первый альбом Black Sabbath, в котором они стали усложнять свою чисто гитарную до того музыку струнными, клавишными и более сложными оркестровыми аранжировками. АЛЬБОМ После турне в поддержку пластинки Volume 4 (1972), которое началось в 1972 и закончилось в 1973, пришло время записывать следующий альбом. Black Sabbath так понравилось записывать предыдущий Vol. 4 в Лос-Анджелесе, что они единодушно направились на то же место, в ту же студию. Для проживания сняли дом в том же утопающем в роскоши районе Бел Эйр, а студия была все тот же Record Plant, что можно перевести как Завод Звукозаписи. Когда наши рабочие пришли на этот завод отрабатывать свою первую смену, то зайдя в прежнюю комнату, где они записывали год назад Vol. 4, были несказанно изумлены: все помещение занимал какой-то гигантский синтезатор. Технический прогресс подвинул их так, что пришлось работать в соседнем помещении. К Саббатам там был приставлен звукоинженер Том Аллом, но в титрах альбома он не значится по той простой причине, что ничего у них в Лос-Анджелесе не вышло. Если предыдущий альбом создавался в сплошном кокаиновом угаре, но музыкантам удалось как-то сконцентрироваться и что-то записать, то год спустя кроме кокаина у них ничего не получалось. Сказывалась вымотанность после гастролей и общая усталость от жизни. Как вспоминал Тони Айомми: "Все сидели и ждали, когда я начну что-нибудь. А я просто не мог о чем-либо думать. И если я ничего не придумывал, никто ничего не делал." Проторчав в Лос-Анджелесе вот так безрезультатно целый месяц, Black Sabbath вернулись в Англию, где арендовали особняк Клируэлл Кастл в лесной глуши графства Глостершир. Хотя в его названии звучит слово "замок", на самом деле это псевдоготический особняк XVIII века, который в 1953 году выкупил один булочник из Блэкпула, который ради этого продал весь свой бизнес и двадцать лет с женой и детьми кропотливо - комнату за комнатой - восстанавливал это строение, чтобы в семидесятых годах туда повадились ездить на запись и репетиции все знаменитые английские группы тяжелого рока: Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, Sweet, Mott the Hoople, Bad Company. В 1973 году до Black Sabbath там побывали Deep Purple, которые сочиняли и репетировали свой альбом Burn. Кстати, в наши дни этот особняк можно арендовать для свадьбы. Студия располагалась в мрачном подвале, что сразу животворно подействовало на творческие чакры Блэк Саббатов. Едва начав работать, Айомми уловил в этом подземелье "рифф, который спас Black Sabbath" - основной ход заглавной песни альбома "Sabbath Bloody Sabbath". А эта вещь задала тон для последующих, и так дело пошло. Записываться группа приехала в Лондон, в Morgan Studios. В соседнем помещении группа Yes писала свой альбом Tales from Topographic Oceans (1973), а Блэк Саббаты как раз стали тяготеть к прогрессиву, вот почему Рик Уэйкман зашел однажды в их студию и оставил свой след в песне "Sabbra Cadabra", причем сыграл здесь и на синтезаторе, и на простом ф-но. Впрочем, Саббаты и сами прекрасно справились с клавишными в остальных вещах: Оззи, Гизер и Тони освоили самый популярный у прогрессивных рок-музыкантов того времени аналоговый синтезатор Муг - действительно, вещщщь! в сравнении с современной синтетикой. А Гизер еще сыграл в "Who are You?" на уникальном инструменте под названием меллотрон, клавиши которого при нажатии включают магнитофонные пленки с записанными на них звуками. Последнюю вещь - "Spiral Architect" (Спиральный архитектор) - вообще напичкали настоящей оркестровкой, которую аранжировал и дирижировал английский продюсер Уил Мэлоун. Тексты альбома Sabbath Bloody Sabbath в основном озабочены внутренними проблемами Саббатов, а именно - алкоголизмом и наркоманией. В 2001 году Билл Уорд говорил, что после записи Vol. 4 алкоголь и наркотики перестали его радовать. Философские рассуждения песни "Killing Yourself to Live" (Убивая себя, чтобы жить) пришли в голову Батлеру, когда он лежал в больнице с серьезными проблемами в области печени - больное место всех алкашей. Ему тогда было всего 24! Просто глянь вокруг: что ты видишь ? Боль, страдания и печаль Мир был создан совсем не для этого Как жаль, что ты не понимаешь Убивая себя, чтобы жить Убивая себя, чтобы жить Любопытно, что хотя "Killing Yourself to Live" везде в титрах числится под одним названием, Саббаты зарегистрировали ее как трехчастную сюиту (Killing Yourself to Live - You Think That I'm Crazy - I Don't Know If I'm Up or Down), поставив копирайт на каждую из частей по отдельности и теперь получают авторские с каждой - отдельно. НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА Название конечно можно перевести как "Шабаш кровавый шабаш", но это подразумевалось на втором плане. Sabbath кроме того - английское произношение еврейского "шабат" - священная суббота у евреев, а Bloody - имеет еще значение "проклятый", но этот смысл видимо никому в голову не приходил, поскольку обвинений в антисемитизме в адрес Black Sabbath вроде как не поступало. Гизер Батлер в своей книге воспоминаний Black Box (Черный ящик) объясняет название проще: "Текст к Sabbath Bloody Sabbath - это про нас, про Блэк Саббат, про наши взлеты и падения, хорошие времена и плохие времена, про то, как нас накалывали, с точки зрения бизнеса. "Bog blast all of you" "Да чтоб вы все провалились!" - фраза в концовке песни относилась к критикам, звукозаписывающему бизнесу в целом, адвокатам, бухгалтерам, менеджерам и всем, кто пытался на нас нагреться." В общем, после тугого творческого застоя, вызванного усталостью от лямки, которую тащили несчастные Саббаты, Гизер разродился в подвале псевдоготического особняка этим воплем души: Чтоб вы провалились! Саббат проклятый Саббат Нам ничего не остается, как Жить, чтобы умирать Умирать для вас. Обложку для альбома нарисовал Дру Струцан - известный в то время лос-анджелесский специалист по обложкам для альбомов, работавший в дизайн-агенстве под названием "Тихоокеанский глаз и ухо" (Pacific Eye & Ear) под руководством его владельца Эрни Сефалу. Идея пришла в голову этому самому Сефалу: "Концепция обложки для этого альбома строилась на двух цветных иллюстрациях, которые мне подарили в день моей конфирмации в 1955 году, и которые я храню по сей день. Это иллюстрации XVIII века: одна из них изображает дурного человека, другая - доброго, и оба находятся при смерти. Я показал их Дру, объяснил идею, а все остальное говорит само за себя." ВЫХОД В СВЕТ Альбом Sabbath Bloody Sabbath появился в продаже в Англии 1 декабря 1973 года. Впервые за всю свою карьеру группа получила хвалебные отклики. Журнал Rolling Stone наделил альбом эпитетами, типа "чрезвычайно захватывающая вещь!" или "не меньше, чем полный успех!" В чартах Sabbath Bloody Sabbath занял 4-ое место на родине и 11-ое в США, где позже стал пятым подряд платиновым диском Black Sabbath. В январе 1974 группа тронулась в мировое турне, завершившееся на фестивале Калифорнийский Джем 6 апреля 1974 года в г. Онтарио, штат Калифорния, где Саббат выступили перед 200-тысячной аудиторией, разделив сцену с такими гигантами рока семидесятых, как Emerson, Lake & Palmer, Deep Purple, Earth, Wind & Fire, The Eagles. Интернет-журнал All Music уже в наше время назвал Sabbath Bloody Sabbath "шедевром, неотъемлемым в любой коллекции хэви-металла." Авторы всех номеров: Tony Iommi, Ozzy Osbourne, Geezer Butler, Bill Ward Ozzy Osbourne – vocals, synthesizer Tony Iommi – all guitars, piano, synthesizer, organ, flute Geezer Butler – bass guitar, synthesizer, mellotron Bill Ward – drums, timpani, bongos in "Sabbath Bloody Sabbath" ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Rick Wakeman – keyboards, synthesizer, piano on "Sabbra Cadabra" Will Malone – conductor, arranger

Теги других блогов: 1973 Black Sabbath Sabbath Bloody Sabbath